Прежде всего, заметим, что выбор тех или иных методов оценки должен
быть обусловлен стоящими перед компанией задачами (как стратегическими,
так и тактическими) и вытекающими из них конкретными требованиями к
сотрудникам. Оценка «вообще», без привязки к реальным потребностям
организации, — ненужная и даже вредная процедура, которая только
будоражит коллектив, выбивает людей из привычного ритма работы.
Предлагаю вниманию коллег-эйчаров опыт создания и внедрения системы
оценки персонала в рекламном агентстве (число сотрудников — 60 человек).
К началу проекта в компании уже существовали формальные оценочные
процедуры: «Оценка прохождения испытательного срока» и «Ежемесячная
оценка результативности труда» (для отдельных категорий сотрудников); по
результатам оценки принимались конкретные решения — заключение о
прохождении сотрудником ИС и начисление бонуса в дополнение к заработной
плате. Но поскольку оценка не была увязана с остальными элементами
системы управления персоналом, возникла необходимость в разработке
единой системы, позволяющей как измерять результаты работы сотрудников,
так и оценивать общий уровень их профессиональной компетентности и
трудовой потенциал. Кроме того, мы хотели, чтобы результаты оценки
способствовали принятию взвешенных решений по всем направлениям работы с
персоналом: мотивация сотрудников, выявление потребности в обучении,
планирование карьеры.
При создании новой системы были поставлены следующие цели:
- Добиться систематизации уже имеющихся форм оценки, кадровых
процедур.
- Информировать сотрудников компании о предъявляемых к ним требованиях
и критериях выполнения поставленных задач.
- Определить соответствие потенциала каждого работника занимаемой
должности и принять обоснованные кадровые решения (развитие/
продвижение).
- Определить соответствие размера получаемого вознаграждения
результатам.
- Повысить результативность деятельности.
Было решено разработать единую процедуру периодической оценки для
всех категорий сотрудников, на основании которой принимаются конкретные
решения по всем направлениям работы с персоналом, планируются кадровые
изменения на следующий период.
При выборе методов оценки использовался комплексный подход:
нам нужна была эффективная процедура, позволяющая максимально полно
оценить уже имеющиеся достижения сотрудников за прошедший период,
определить потенциал людей и наметить шаги по их развитию (с учетом
предстоящих задач).
Сначала мы рассматривали вариант проведения аттестации в
соответствии с требованиями КЗоТ.
Однако существенным недостатком этого метода является негативное
восприятие его сотрудниками как «репрессивного». Чтобы избежать стресса в
коллективе, было принято решение проводить развернутую оценку
персонала, которая позволила бы получить максимально полные сведения о
достижениях людей и оценить их потенциал. Процесс разработки системы
оценки был длительным, поскольку потребовалось пересмотреть существующую
систему материальной мотивации.
С помощью оценочных процедур нам предстояло измерить результативность
работника за истекший период, а также ответить на вопрос: «Каким
образом связать результаты оценки разных категорий сотрудников (часть
которых прежде получала фиксированную ставку, а часть — ставку плюс
бонус) и оплату их труда?» Решение было найдено путем внедрения системы
оценки, включающей в себя элементы систем «Управление по целям» (MBO) и
«Управление результативностью» (PM) для работников всех должностей.
Новый подход предполагал разбивку на периоды выполнения задач и
подведение итогов 1) в конце каждого периода и 2) общего итога в конце
года — непосредственно перед общей оценкой.
В соответствии с принятой процедурой в начале месяца руководитель
составляет для каждого сотрудника список задач и
определяет критерии их выполнения. В течение того или
иного периода список задач может корректироваться — дополняться или
сокращаться (эти изменения также учитываются при оценке). Для
сотрудников, чья деятельность тесно связана с управлением проектами, как
правило, 60% критериев оценки задач определяются количественно, еще 30%
касаются выполнения конкретного проекта в обусловленные сроки, а 10%
задач описываются качественно (например, отсутствие замечаний клиента в
процессе работы над проектом). Результат оценки фиксируется в
специальных оценочных бланках, чтобы, подводя итоги
года, можно было подсчитать суммарные показатели. В конце месяца
руководитель совместно с сотрудником оценивает выполнение каждой задачи,
обсуждает с ним причины успехов и неудач. На основании полученных
оценок определяется размер ежемесячного бонуса.
Для категории сотрудников, которые получают фиксированную заработную
плату, были определены стандарты работы, показатели выполнения
задач и критерии оценки. Таких сотрудников оценивают
ежеквартально; тем из них, кто продемонстрировал высокие показатели в
работе, в конце года вручалась премия.
Для того чтобы люди ясно понимали, какие требования к ним выдвигаются
на рабочем месте, параллельно с разработкой системы оценки мы проводили
работу по формированию модели компетенций.
На первом этапе был использован метод
прямых атрибутов: необходимые общие компетенции выбирали из
готовых моделей, ранжировали их в порядке важности и адаптировали
описание поведенческих характеристик к специфике работы на конкретных
должностях в нашей компании. Кроме того, перед руководителем каждого
подразделения была поставлена задача — предложить свои критерии для
оценки каждой должности работающих в его подчинении сотрудников.
Полученные таким образом критерии были структурированы, проранжированы и
дополнены HR-специалистом, а затем утверждены руководителем
подразделения.
Отдельно были описаны общие компетенции всех
сотрудников нашей компании, разработаны единые стандарты работы.
В описании корпоративных компетенций принял участие весь коллектив:
каждый работник отвечал на вопросы разработанной HR-службой анкеты.
Доработка и утверждение модели компетенций проводились в течение
целого цикла заседаний, в которых принимали участие директора,
руководители подразделений и некоторые линейные менеджеры. В итоге мы
утвердили модель, состоящую из трех наборов компетенций:
- общекорпоративные (шесть компетенций);
- управленческие (от двух до четырех);
- профессиональные (от пяти до десяти — для каждой
должности).
Определение компетенций, описание их для всех должностей, а также
подробные инструкции по применению модели в различных HR-процедурах были
зафиксированы в корпоративном Справочнике компетенций.
На втором этапе в соответствующем Положении
были описаны стандарты, цели оценки, сроки, процедура и детали
проведения. В итоговом варианте система оценки включала в себя такие
этапы:
- В конце года после согласования и утверждения бизнес-планов на
следующий период определяются конкретные задачи для подразделений и
сотрудников. В течение года проводится ежемесячный и ежеквартальный (в
зависимости от того, в какую категорию входит сотрудник) мониторинг
текущей деятельности. Заполненные формы оценки (в электронном и бумажном
виде) хранятся в личном деле сотрудника. В конце года определяется
общая оценка как сумма оценок результатов деятельности конкретного
человека за истекший период. Итоговую оценку сотруднику озвучивает
руководитель во время встречи, в ходе которой обсуждаются достигнутые
успехи и допущенные ошибки, а также методы улучшения рабочих
показателей.
- Формируется экспертная комиссия, в состав которой входят генеральный
директор, руководители подразделений и HR-специалист. Комиссия
разрабатывает график проведения оценочных процедур (он размещается на
доске объявлений).
- Каждый сотрудник заполняет бланк самооценки — «Отчет о проделанной
работе» (приложение 1), а руководитель готовит на каждого
подчиненного характеристику (приложение 2) по итогам их
деятельности за год. В бланке характеристики указываются как
количественные, так и качественные показатели работы человека. Обе формы
передают членам комиссии для ознакомления.
http://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1244
Источник: http://hrliga.com/ |